К истории населения Белоруссии в раннем железном веке

В конце 20-х годов нашего столетия А. Н. Лявданским установлено, что в железном веке в Центральной и Южной Белоруссии были распро­странены памятники двух различных культур: 1 - древности так назы­ваемого "литовского" типа, отождествляемые в настоящее время с куль­турой штрихованной керамики; 2 - древности "южного" типа, иденти­фицируемые с современными милоградской и зарубинецкой культурами. Расчленение этих крупных культурных ареалов стало возможным лишь и результате широкого обследования городищ, проведенного А. Н. Ляв­данским и его коллегами [1, с. 503; 2, с. 510-512; 3, с. 269-338; 4, с. 145-156; 5, с. 105-120]. Граница между этими древностями, по мнению А. Н. Лявданского, проходила примерно по линии Клецк - Слуцк - Рогачев, от последнего на Оршу и далее поворачивала па север [3, с. 336; 6, с. 216; 2, с. 510]. Такое разграничение культур штрихованной керамики и милоградской существует с незначительными изменениями до сих пор. Его придерживаются почти все исследователи, занимавшиеся изучением названных выше культур [7, с. 17, 18; 8, с. 19, рис. 5; 9, с. 55, рис. 1]. Иначе считает Л. Д. Поболь. Он доводит север­ную границу распространения милоградских памятников примерно до линии, проходящей севернее Минска, далее на Борисов- Крупки - Мстиславль [10, карта]. Доказательством в пользу столь значительного расширения ареала милоградской культуры, по его мнению, являются находки фрагментов милоградских сосудов на некоторых городищах Центральной Белоруссии. Такое значительное расхождение в определе­нии границ между этими культурами возникло в результате того, что одни исследователи брали в качестве критерия орнаментацию керамики, в частности штриховку, другие - форму сосудов. Отмечая недопусти­мость выделения границы на основе одного признака, П. Н. Третьяков справедливо полагал, что для этого необходимо прежде всего иметь ряд археологических признаков, а уж потом решать вопрос о границах [11, с. 7].

Милоградские городища
Рис. 1. Милоградские городища второй половины I тысячелетия до н.э. на терри­тории Белоруссии. Условные обозначения: а - городища, расположенные на ровном месте; б - мысовые городища; в - городища неопределенного типа; г - ареал куль­туры штрихованной керамики; д - ареал днепро-двинской культуры; е - юхновская культура

1 - Городище; 2 - Киевичи; 3 - Выня; 4 - Кокоричи; 5 - Слуцк; 6 - Иваны 7 - Большая Слива; 8 - Пруссы; 9 - Котлубаи; 10 - Грозово; 11 - Замостье; 12 - Падеры; 13 - Амговичи; 14 - Весея; 15 - Заградье; 16 - Волоты; 17 - Речень; 18 - Хомичи; 19 - Хутор; 20 - Красное Озеро; 21 - Дьяковичи; 22, 23 - Красная Горка; 24, 25 - Погибельна; 26 - Малые Городятичи; 27 - Бобрик; 28 - Ваюжичи; 29 - Борки; 30 - Житковичи; 31 - Нечатово; 32 - Городно; 33 - Тура; 34, 35 - Хотомель; 36 - Юнищи; 37 - Хильчицы; 38 - Юници; 39 - Бечи; 40 - Переров; 41 - Переровский Млынок; 42, 43 - Убортская Рудня; 44, 45 - Ясенец; 46 - Моисеевичи; 47 - Мозырь; 48 - Акулипка; 49 - Стрельск; 50 - Заракитное; 51 - Тешков; 52 - Антонов; 53 - Дворище; 54 - Синча; 55 - Сутин; 56 - Дворовка; 57 - Теребуты; 58 - Ямное; 59 - Радутичи; 60 - Цель; 61 - Жужлянка; 62 - Елизово; 63 - Шатково; 64 - Петровичи; 65 - Заельное; 66 - Княжья Могила; 67 - Гирово; 68, 69, 70 - Зеленковичи; 71 - Кнышевичи; 72 - Корма; 73 - Карповичи; 74 - Азаричи 75 - Осипова Рудня; 76 - Холопеничи; 77 - Черные Броды; 78 - Волосовичи; 79 - Хойна; 80 - Слобода; 81 - Кротово; 82 - Клинск; 83 - Козловичи; 84 - Рудня Антоновская; 85. 86 - Носовичи; 87, 88 - Юшки; 89 - Юревичи; 90 - Защебье; 91, 92 - Короватичи; 93 - Безуев; 94 - Будка; 95, 96 - Володарск; 97 - Первомайск; 9S, 99 - Горваль; 100, 101 - Володарск; 102 - Сведское; 103 - Храбрый; 104 - Милоград; 1С5 - Глыбов; 106 - Речица; 107 - Озерщина; 108, 109 - Заспа; 110 - Переволока; 111 - Рудня Бурицкая; 112- Райск; 113 - Липняки; 114 - Красный Мост; 115 - Чаплин; 116 - Леваши; 117 - Малая Теребеевка; 118 - Мохов; 119 - Малодуша; 120 - Пустая Гряда; 121 - Переволока; 122 - Мохов; 123 - Колпень; 124 - Городок; 125 - Великий Бор; 126 - Комарин; 127 - Лоев; 128 - Бывалки; 129 - Городок; 130 - Дубровица; 131 - Городок; 132, 133 - Ломыш; 134- Борисовщина; 135 - Азаричи; 136 - Новоселки; 137 - Савичи; 138 - Новая Гребля; 139 - Колыбань; 140 - Асаревичи; 141 - Старая Елча; 142 - Команово; 143 - Гдень; 144 - Кливы; 145 - Чикаловичи; 146 - Дворище; 147, 148 - Смолевичи; 149 - Болочанка; 150 - Городище; 151 - Кимия; 152 - Корсаковичи; 153 -МуровЗамок; 154 - Ново­селки; 155 - Слободка; 156 - Завалье; 157 - Горы; 158 - Добрицкий поселок; 159 - Оздятичи; 160 - Лысуха; 161 - Капланцы; 162 - Богушевичи; 163 - Городище; 164 - Бычин; 165 - Кладки; 166 - Новоселки; 167 - Свислочь; 168 - Зборск; 169 - Китин; 170 - Добровольщина; 171 - Стрешин; 172 - Городок; 173 - Верхняя Олба; 174 - Проскурни; 175 - Красная Горка; 176 - Лучин; 177 - Задрутье; 178 - Городец; 179 - Хомичи; 180 - Рогачев; 181 - Кистени; 182 - Яново; 183 - Барколабово; 184 - Буйничи; 185 - Церковище; 186 - Хмеленец; 187 - Рысково; 188 - Щапчицы; 189 - Зборов; 190 - Лучин; 191 - Короткевичи; 192 - Колыбовка; 193 - Кошелев; 194 - Ивольск; 195 - Смычок; 196 - Черное; 197 - Горваль; 198 - Копань; 199 - Луначарск: 200 - Скиток; 201 - Горошков; 202 - Рудня Маримонова; 203 - Рудня Попов­ская: 204 - Холмечь; 205 - Рудня Телешевская; 206 - Борщевка; 207- Борхов; 208 - Любное; 209 - Азделин; 210 - Уваровичи; 211 - Поколюбичи; 212 - Присно; 213 - Новоселки; 214 - Шерстин; 215 - Шепетовичи; 216 - Присно; 217 - Себровичи; 218 - Чечерск; 219 - Вороновка; 220 - Зятковичи; 221 - Городок; 222 - Луначарск; 223 - Золочево; 224 - Славгород; 225 - Вылево; 226 - Добруш

Раскопки и обследование ряда памятников, произведенные белорус­скими археологами за последние годы, выявили милоградскую керамику не только на территории Южной Белоруссии, но и гораздо севернее, вплоть до верховьев рек Свислочи и Березины, т. е. на той территории, которая входит в ареал распространения культуры штрихованной кера­мики (рис. 1). Конечно, подъемный материал не может служить серьез­ным основанием для каких-либо обобщающих выводов. Вот почему важ­ное значение имеет появление новых данных, опубликованных в моно­графии А. Г. Митрофанова, в которой подводятся итоги его многолетним исследованиям поселений культуры штрихованной керамики на терри­тории Белоруссии. Эти материалы в сочетании с находками милоград­ской керамики на центральнобелорусских городищах позволяют, на наш взгляд, пересмотреть некоторые вопросы раннего железного века Бело­руссии, в частности проблему расселения племен культур штрихованной керамики и милоградской.

До сих пор считалось, что население милоградской культуры в VI в. до н. э.- I в. н. э. локализировалось в пределах следующей территории: на западе милоградские памятники встречаются на левобережье Горыни, правом притоке Припяти; на севере - по Случи, Птичи, Березине южнее городов Слуцк - Бобруйск - Рогачев; на востоке - по берегам Ипути до г. Новозыбкова; и на юге они занимают пространства Украинского Полесья, Киевской и Черниговской обл. [7, с. 17, 18]. Отмеченные А. Г. Митрофановым милоградские черты на некоторых городищах Цент­ральной Белоруссии О. Н. Мельниковская сочла недостаточно убедитель­ными для расширения территории милоградских племен к северу от ука­занных ею пределов. Тем не менее накопление новых данных позволяет" на наш взгляд, пересмотреть эту точку зрения.

Как известно, доминирующими признаками этнокультурной принад­лежности того или иного памятника являются керамика и жилища. Раскопки А. Г. Митрофанова показывают, что на всех ранних поселе­ниях Центральной Белоруссии в нижних слоях преобладают фрагменты сосудов, очень близкие милоградским VI-II вв. до н. э. (Гатовичи, Августово, Городище, Кимия, Лабенщина, Новоселки, Оздятичи). Наи­более показательным в этом отношении является Новоселковское горо­дище на Березине. В результате раскопок выяснилось, что венчики сосудов, обнаруженные в предматериковом VI слое, по своей форме аналогичны милоградским VI-IV вв. до н. э. Вся керамика нижнего слоя штриховки не имеет. В V-III слоях формы горшков по-прежнему напоминают милоградские, но их поверхность покрыта штриховкой. И только в верхних, первом и втором слоях встречаются наиболее ха­рактерные для культуры штрихованной керамики острореберные сосуды, покрытые штрихами [9, с. 11, 12]. Почти аналогичные наблюдения сделаны А. Г. Митрофановым и на других памятниках [9, с. 11 -14]. Тем не менее сходство в формах керамического материала, вероятно, еще не может быть достаточно надежным свидетельством в пользу столь далекого проникновения на север милоградских племен.

Открытие на некоторых ранних городищах (Оздятичи) Центральной Белоруссии жилищ, которые по своим характеристикам, несомненно, очень близки милоградским, подкрепляет положение о распространении памятников милоградской культуры в VI-II вв. до н. э. гораздо север­нее очерченной территории [9, рис. 3]. Действительно, ближайшие аналоги оздятичским жилищам могут быть найдены только среди жилых построек милоградских поселений. Среди общих черт, присущих и тем и другим, можно указать следующие: во-первых, жилища из Оздятич имеют так же, как и большинство милоградских, четырехугольную фор­му; во-вторых, их площади примерно одинаковы (17-26 м2); в-третьих, одно из оздятичских жилищ имеет характерный выступ в углу, а это, как считает О. Н. Мельниковская, является главным отличительным при­знаком милоградских жилищ [7, с. 37].

Из приведенных материалов видно, что керамика и жилища как наи­более важные черты, характеризующие культуру, для городищ Средней Белоруссии и классических милоградских памятников почти тождествен­ны. В дополнение к этому можно добавить, что определенные типы вещей с ранних городищ Центральной Белоруссии аналогичны или очень близки милоградским. В качестве примера можно привести костяные проколки, бронзовые браслеты, пластинчатые бронзовые кольца и другие категории находок (рис. 2).

Вещевые комплексы культур милоградской, штрихованной керамики и зарубинецкой
Рис. 2. Вещевые комплексы культур милоградской, штрихованной керамики и зарубинецкой

Иной облик носит материальная культура племен Восточной Литвы в I тысячелетии до н. э. Керамический комплекс населения этой террито­рии имеет существенные отличия от среднебелорусской керамики этого же времени. Господствующей формой сосудов 1 тысячелетия до н. э. являет­ся баночная форма с прямыми, расширяющимися кверху стенками. Посуда этого типа встречается на всей территории распространения ли­товского варианта культуры штрихованной керамики, но ее максималь­ная концентрация наблюдается на северо-востоке республики [12, с. 15].

Сосуды баночной формы отмечены и в Белоруссии [9, рис. 2, 2, 10,11]- Впрочем, здесь их число невелико.

Керамический материал литовского варианта культуры штрихованной керамики I тысячелетия до н. э. характеризуется еще одним типом. В небольшом количестве известны горшковидные сосуды с вертикальной шейкой и S-видными стенками. Е. Данилайте полагает, что эта форма является одной из наиболее ранних среди штрихованной керамики. Подобные сосуды, как и предыдущие, известны в основном на ранних городищах Северо-Восточной Литвы [12, с. 15].

Характер домостроительства, присущий племенам культуры штрихо­ванной керамики в Литве, также отличен от среднебелорусского ранней поры. Для литовских городищ на протяжении многих столетий характе­рен один и тот же тип постройки: деревянный дом столбовой конструк­ции, как правило, прямоугольной формы. Остатки таких построек обна­ружены в Аукштадварисе, Великушкисе, Мошкецае и на других городи­щах [13, с. 27; 14, р. 68].

Исходя из вышесказанного, я склонен считать, что население Сред­ней Белоруссии середины и второй половины I тысячелетия до н. э. по облику материальных остатков гораздо ближе стоит к носителям милоградской культуры, нежели штрихованной керамики, как это при­нято считать до сих пор. Поэтому будет правильней выделить район Средней Белоруссии не в восточнобелорусский вариант культуры штри­хованной керамики, а в среднебелорусский вариант милоградской куль­туры, отличающийся от основного ареала некоторым своеобразием черт материального производства. В частности, для него характерны штрихов­ка и плоскодонность милоградских сосудов, глиняные пряслица и неко­торые другие типы вещей, свойственные восточнолитовским городищам. Наличие общих моментов в сфере материальной культуры населения Средней Белоруссии и Восточной Литвы во второй половине I тысяче­летия до н. э. может быть объяснено сильным влиянием "штриховиков" на носителей милоградской культуры в бассейне средней Березины и верховьев Птичи и Случи. На это указывают и находки на этой терри­тории баночных сосудов, свидетельствующих о проникновении части племен культуры штрихованной керамики вплоть до среднего течения Березины.

В VI-II вв. до н. э. носители милоградской культуры занимали почти весь бассейн правобережного Днепра (рис. 1), достигая на севере верховьев Березины и Свислочи, а на западе - водораздела Днепра и Немана. В пользу расширения территории обитания милоградских племен косвенно свидетельствует еще одно обстоятельство. Для милоградских племен характерен специфический тип городищ. Они расположены на ровной местности, чаще всего около или в окружении болот, что затрудня­ло доступ к ним. Оборонительные сооружения этих городищ представлены валом и рвом, окружавшими площадку со всех сторон. Приблизительный подсчет известных к настоящему времени укрепленных милоградских по­селений этого типа свидетельствует о том, что их доля составляет при­близительно 60% от общего числа, в то время как мысовые не превы­шают 35% (рис. 1). В результате сплошного обследования ряда районов Выяснено, что городища, расположенные на ровном месте, встречаются вплоть до среднего течения Свислочи (рис. 1).

Начиная с конца I тысячелетия до н. э., на территории Средней Белоруссии и Восточной Литвы наблюдается полное тождество в мате­риальной культуре. В керамике оно проявляется в распространении па обеих территориях острореберных горшков, покрытых своеобразным орна­ментом. Кроме штриховки очень часто верхняя часть сосудов, начиная от ребра, украшается защипами, ногтевыми и ямочными вдавлениями, насечками. Основные исследователи штрихованной керамики Е. Дани­лайте и А. Г. Митрофанов единодушны в отношении происхождения и времени бытования этого ее типа. Е. Данилайте полагает, что ребристые горшки возникают на основе баночной формы сосудов в последних веках до н. э., а к рубежу н. э. становятся доминирующими [12, с. 16].

Средняя и Южная Белоруссия на рубеже и в начале н.э.
Рис. 3. Средняя и Южная Белоруссия на рубеже и в начале н.э. Условные обозна­чения: а - мысовые городища; б - городища, расположенные на ровном месте; в - холмовые городища; г - городища неопределенного типа; д - селища; е - городища культуры штрихованной керамики; ж - городища культуры штрихованной керами­ки, имеющие в нижних слоях отложения милоградской культуры; з - зарубинецкие городища

1 - Городище; 2 - Апошки; 3 - Качановичи; 4 - Греск; 5 - Ивань; 6 - Падеры; 7 - Амговичи; 8 - Весея; 9 - Заградье; 10 - Новосады; 11 - Городище; 12 - Жужлянка; 13 - Новоселки; 14 - Свислочь; 15 - Бычин; 16 - Регисполье; 17 - Городище; 18 - Капланцы; 19 - Лысуха; 20 - Новая Уша; 21 - Оздятичи; 22 - Беги; 23 - Велятичи; 24 - Большое Городно; 25 - Завалье; 26 - Свидно; 27 - Слободка; 28 - Котово; 29 - Муров замок; 30 - Горы - Бечи; 31 - Новоселки; 32 - Корсаковичи; 33 - Кимия; 34 - Васильковка; 35 - Кузевичи; 36 - Логойск; 37 - Смолевичи; 38 - Логойск; 39 - Смолевичи; 40 - Каменка, 41 - Дворище; 42 - Вязынка; 43 - Занарочь; 44 - Островляны; 45 - Радошковичи; 46 - Мочаны; 47 - Каменка; 48 - Барколабово; 49 - Яново; 50 - Вязьмы; 51 - Кистени; 52 - Михалево; 53 - Задрутье; 54, 55 - Лучин; 56 - Крас­ная Горка; 57 - Проскурни; 58, 59 - Горваль; 60 - Милоград; 61 - Глыбов; 62 - Озерщина; 63 - Речица; 64 - Красный Мост; 65 - Луначарск; 66 - Леваши; 67 - Лоев; 68 - Мохов; 69 - Лоев; 70 - Мохов; 71 - Шитцы; 72 - Бывалки; 73 - Храковичи; 74 - Городок; 75 - Старая Елча; 76 - Чечерск; 77 - Себровичи; 78 - Смычок; 79, 80- Присно; 81 - Черное; 82 - Гомель; 83 - Рудня Маримонова; 84 - Калинковичи; 85 - Юревичи; 86 - Акулинка: 87 - Мозырь; 88 - Отвержичи; 89 - Велемичи; 90 - Ремель; 91 - Воронино; 92 - Погост; 93 - Озераны; 94 - Буйразь; 95 - Вереснида; 96 - Пхов; 97 - Городище; 98 - Междуречье; 99 - Болочанка; 100 - Елизово; 101 - Шатково; 102 - Петровичи

Аналогичные наблюдения сделаны А. Г. Митрофановым при анализе керамического материала из поселений Средней Белоруссии этого же времени [9, с. 32].

Тенденция к единству также ярко проявляется при сравнении харак­тера домостроительства смежных территорий. На поселениях культуры: штрихованной керамики в Литве в конце I тысячелетия до н. э. и в пер­вой половине I тысячелетия н. э. по-прежнему господствующим типом жилища является прямоугольный деревянный дом столбовой конструк­ции [13, с. 29; 15, р. 70]. В последних веках I тысячелетия до н. э. столбовые жилища получают распространение и в Средней Белоруссии. Наиболее ранние остатки построек этого типа открыты А. Г. Митрофа­новым на Збаровичском городище. Исследователем выяснено, что жилые дома располагались вдоль внутреннего склона вала на специально вы­ровненной террасе. Ямы от столбов образовывали четырехугольные в плане камеры площадью 20-25 м2, примыкающие друг к другу. Три сте­ны дома возводились из бревен, в то время как в роли четвертой стены выступал оборонительный вал. Крыша была односкатной, упиравшейся в насыпь вала [9, с. 32]. Многокамерные дома столбовой конструкции обнаружены на ряде городищ Средней Белоруссии: в Лабенщине, Вязынке, Малышках. Необходимо отметить одно очень важное обстоятельство. При раскопках домов этого типа обнаружены только фрагменты штри­хованных ребристых и баночных сосудов. Так, например, на Збаровичском городище в пределах жилищ найдено около 740 венчиков, среди которых не оказалось ни одного милоградского [9, с. 22]. Для населе­ния, оставившего милоградскую керамику, этот тип постройки нехарак­терен.

Распространение однотипных с литовскими форм сосудов и жилых построек на территории Средней Белоруссии позволяет высказать пред­положение о том, что носители культуры штрихованной керамики рас­пространились в среднебелорусском регионе только к концу I тысяче­летия до н. э., достигнув на юго-востоке линии, проходящей примерно через города Клецк - Слуцк - Осиповичи - Могилев (рис. 3). В резуль­тате этого проникновения милоградское население было ассимилирова­но ими.

Примерно в это же время на территорию милоградской культуры начинают проникать зарубинецкие племена. За период с I в. до н. э. по I в. н. э. они полностью овладели районом Припятского Полесья и частично Верхним Поднепровьем (рис. 3). Раскопки Л. Д. Поболя показывают, что на севере носители зарубинецкой культуры достигли среднего течения Березины (Шатково) и Могилевского Поднепровья (Барколабово) [16, с. 182-242; 10, с. 212, 213]. Установлено, что в про­цессе своего расселения они не возводили новых укрепленных поселений, предпочитая занимать уже существующие. Зарубинецкая керамика встре­чается на большинстве городищ милоградской культуры. Особенно ярко это заметно в Белорусском Поднепровье, где основным типом поселений "зарубинцев" являются городища, в отличие от Полесья с преобладанием селищ. Совпадение ареала распространения милоградских и зарубинецких племен и наличие некоторых общих черт в материальной культуре позволили В. Н. Даниленко высказать предположение о том, что эти культуры генетически связаны между собой [17, с. 208]. Затем к этой точке зрения присоединился Л. Д. Поболь [10, с. 368]. Однако впослед­ствии П. Н. Третьяков и О. Н. Мельниковская убедительно доказали, что о преемственности между ними не может быть и речи [18, с. 48; 19, с. 42]. Исходя из этого, единственно правильным будет предположе­ние П. Н. Третьякова и В. В. Седова об ассимиляции "зарубинцами" милоградского населения [18, с. 48; 8, с. 38].

Изучение археологических памятников второй половины I тысячеле­тия до н. э. в области Припятского Полесья и Средней Белоруссии пока­зывает, что в это время ареал обитания милоградских племен был зна­чительно шире, чем это принято считать к настоящему времени. В VI -II вв. до н. э. носители милоградской культуры достигали на севере верховьев Березины и Свислочи. Имеющееся своеобразие мате­риальной культуры населения Средней Белоруссии этой поры объясняет­ся сильным влиянием племен культуры штрихованной керамики. Начи­ная с конца I тысячелетия до н. э., наблюдается активное проникнове­ние "штриховиков" в Среднюю Белоруссию, которое в конечном счете привело к полной ассимиляции милоградского населения на этой терри­тории. Примерно в это же время остальная часть ареала милоградской культуры была занята зарубинецкими племенами. Таким образом, в ре­зультате экспансии носителей культур штрихованной керамики и зарубинецкой милоградские племена растворились в среде пришлого насе­ления.

Литература:

  1. Дубінскі С. А. Археолёгічная праца на БССР у 1928-1929 акад. годзе.- Працы,. т. II.
  2. Дубінскі С. А. Досьледы культур железнага пэрыоду на БССР у 1929 г.- Працы, т. II.
  3. Ляўданскі А. Н. Археологічные досьледы у вадазборах pp. Сажа, Дняпра іКасплі у Смаленскай губэрні- Працы, т. II.
  4. Каваленя А. З. Археолёгічныя разьведкіў Магілёўскай, Бабруйскай іМенскай акругах.- Працы, т. II.
  5. Шутаў С. С., Улашчык М. М. Археолёгічныя разьведкі на ніжняй Сьвіслачы у лет­ку 1926 г.- Працы, т. II.
  6. Ляўданскі А. Н. Археолёгічныя досьледы ў БССР пасьля Кастрычніцкаўскай рэвалюцыі,- Працы, т. III.
  7. Мельниковская О. Н. Племена Южной Белоруссии в раннем железном веке. М.: Наука, 1967.
  8. Седов В. В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М.: Наука, 1970.
  9. Митрофанов А. Г. Железный век Средней Белоруссии. Минск: Наука и техника, 1978.
  10. Поболь Л. Д. Славянские древности Белоруссии. Вып. III. Минск, 1974.
  11. Третъяков П. Н. Этногенетический процесс и археология.- СА, 1962, № 4.
  12. Данилайте Е. Штрихованная керамика в Литве (некоторые данные по вопросу об этногенезе литовцев): Автореф. канд. дис. Вильнюс: Ин-т истории АН Литовской ССР, 1967.
  13. Даугудис В. О классификации восточно-литовских городищ.- В кн.: 20 лет. Мате­риалы к отчетной конференции археологических и этнографических экспедиций Института истории АН Литовской ССР 1948-1967 гг. Вильнюс, 1968.
  14. Daugudis V.Seniausieji mediniai pastatai ir jrenginiai Lietuvoje (1.1 tukstanmecio pr. m. e.. jtvirtinimai bei pastatai).- Lietuvos TSR Mokslij akademijos darbai, A se- rija, 1974, 4(49).
  15. Daugudis V. Seniausieji mediniai pastatai ir jrenginiai Lietuvoje (2. М. e. 1 tukstantmecio 1 puses jtvirtinimai).- Lietuvos Mokslij TSR akademijos darbai, A serija, 1975, 2(51).
  16. Поболь Л. Д. Поселения железного века около дер. Щатково Бобруйского района.В кн.: Белорусские древности. Минск, 1967.
  17. Даниленко В. Н. Памятники ранней поры железного века в южной части Полесья УССР.- В кн.: Доклады VI научной конференции Института археологии. Киев, 1953.
  18. Третьяков П. Н. Моховское второе городище,- КСИА АН СССР, 1960, № 81.
  19. Мельниковская О. Н. О взаимосвязи милоградской и зарубинецкой культур в Юж­ной Белоруссии,- СА, 1963, № 1.

The population of Byelorussia in the early Iron Age

Summary

Recent archaeological studies of monuments of the second half of the 1st millennium В. C. in the Polesye Region and Central Byelorussia have revealed that the area of the Milograd tribes is much broader than originally thought: in the northern direction their culture extended in the 6th-2nd centuries В. C. to the upper reaches of the Berezina and the Svisloch rivers (Fig. 1). This is evidenced by a set of finds from the lower layers of fortified settlements in the centre of Byelorussia (Fig. 2). The peculiar features of the material culture of the time was due to the strong influence of tribes of the stro­ke-ornamented ware culture. From the end of the 1st millennium В. C. this culture actively penetrated the central regions which resulted in the complete assimilation of the Milo­grad tribes on this territory. The remaining territory of the Milograd culture was occu­pied by the Zarybintsy culture tribes (Fig. 3). Thus, the Milograd culture tribes were assimilated by the new population.

Каментары чытачоў
алекс напiсаў(ла) 05.06.2015 03:23
юго-западная белорусь -где  туров ?-где давид-городок ?-какие нахрен селища?-пишете полный бред- имеется  множество городищ  насыпных-не  путайте людей -изучите хорское замчище 
напiсаў(ла) 11.09.2017 12:44

Вы можаце пакінуць свой каментар, уласную думку ці пытанне па выкладзенаму вышэй матэрыялу.